Взаимодействие семьи и школы: практики родительской вовлеченности в образовательный процесс

Ксения Адамович, Татьяна Евгеньевна Хавенсон

Аннотация


Как показывают современные исследования, уровень взаимодействия семьи и школы может являться одним из факторов высоких образовательных достижений. В данной работе проанализированы 117 интервью с учителями и представителями администрации 30 школ из разных регионов России и описаны практики взаимодействия школ и семей с учетом их социально-экономического статуса и культурного капитала, расположения и типа школы. Показано, что школы могут выстраивать продуктивное взаимодействие даже с неблагополучными семьями, добиваясь более высоких образовательных результатов учащихся. В работе приводится перечень лучших практик, способствующих достижению такого взаимодействия, а также описан опыт школ столичного региона.


Об авторах

Ксения Адамович
Международная лаборатория анализа образовательной политики Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"
Россия

Стажер-исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

Татьяна Евгеньевна Хавенсон
Международная лаборатория анализа образовательной политики Института образования Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

Научный сотрудник Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования НИУ ВШЭ.

Литература


Baron G. The politics of school government. – Elsevier, 2014.

Bastiani J., Wolfendale S. Home-School Work in Britain: Review, Reflection, and Development. – Routledge, 2013.

Booth A., Dunn J. F. Family-school links: How do they affect educational outcomes?. – Routledge, 2013.

Bourdieu P., Passeron J.-C. (1977) Reproduction in Education, Society and Culture, London: Sage Publications.

Castro M. et al. Parental involvement on student academic achievement: A meta-analysis //Educational Research Review. – 2015. – Т. 14. – С. 33-46

Charmaz К. Grounded theory in the 21st century: applications for advancing social justice studies. In N. K. Denzin & Y. S. Lincoln (Eds.), The Sage handbook of qualitative research 3rd edition. 2005, California: Sage Publications. P. 507

Charmaz, K. Constructing Grounded Theory: A Practical Guide through Qualitative Analysis. 2006, Thousand Oaks, California: Sage. P. 43-60.

Coleman J.S. (1966) Equality of Educational Opportunity (COLEMAN) Study, Ann Arbor, MI.

Coleman J.S. et al. (1979) Equality of Educational Opportunity, N.Y.: Arno Press.

Epstein J. L., Dauber S. L. School programs and teacher practices of parent involvement in inner-city elementary and middle schools //The elementary school journal. – 1991. – Т. 91. – №. 3. – С. 289-305.

Fishman C. E., Nickerson A. B. Motivations for involvement: A preliminary investigation of parents of students with disabilities //Journal of Child and Family Studies. – 2015. – Т. 24. – №. 2. – С. 523-535.

Lareu A. (1987) Social Class Differences in Family-School Relationships: The Importance of Cultural Capital. Sociology of Education, no 60(2).

Park S., Holloway S. D. No Parent Left Behind: Predicting parental involvement in adolescents' education within a sociodemographically diverse population //The Journal of Educational Research. – 2013. – Т. 106. – №. 2. – С. 105-119.

Wang M. T., Sheikh‐Khalil S. Does parental involvement matter for student achievement and mental health in high school? //Child Development. – 2014. – Т. 85. – №. 2. – С. 610-625.

Болотов, В. А., Вальдман, И. А., Ковалёва, Г. С., Пинская, М. А. Анализ опыта создания российской системы оценки качества образования. Часть 1 //управление образованием: теория и практика. – 2011. – №. 2 (2).

Захаров А. Б., Хавенсон Т. Е. Динамика образовательных результатов и неравенства в России по данным PISA. - доклад, XVIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Апрель 2017. Москва, НИУ ВШЭ.

Конcтантиновский Д.Л. Динамика неравенства: российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Линдстрем И.А., Дорофеева Н.Ш. Работа с родителями как способ взаимодействия семьи и школы. // Вестник ТОТи РРО. 2013. № 2. С. 366-368.

Мерцалова Т. А., Гошин М. Е. Родительское участие в управлении… и не только! //Народное образование. – 2015. – №. 8. – С. 78-83.

Фрумин И. Д., Пинская М. А., Косарецкий С. Г. Социально-экономическое и территориальное неравенство учеников и школ // Народное образование. 2012. №1. С. 20-25

Шманкевич Т. Ю. Механизм трансформации школьных родительских практик в гражданские // Социальная политика и социология. – 2013. – С. 366.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.