Сравнительный анализ образовательной политики России и Украины в сфере внедрения государственных экзаменов в постсоветский период

Артемий Александрович Плеханов

Аннотация


В данной статье рассмотрен вопрос репрезентации целей государственных экзаменов в дискурсе образовательной политики России и Украины. Проведен критический дискурс-анализ, в ходе которого были проанализированы нормативно-правовые акты законодательства этих стран, рекомендации и документы Всемирного банка, относящиеся к реализации государственных экзаменов, а также интервью министров образования. Рассмотрены изменения репрезентации целей экзамена на протяжении периода его введения и бытования в законодательстве и дискурсивных практиках. Выявлено общее и различное в репрезентации целей экзамена в России и Украине.


Об авторе

Артемий Александрович Плеханов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Центр социально экономического исследования школы - стажер-исследователь.

Институт Этнологии И Антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН - аспирант

Полный текст:

PDF

Литература


Brancaleone D., O'Brien S., Educational commodification and the (economic) sign value of learning outcomes // British Journal of Sociology of Education, vol. 32, no. 4, 2011. ; p. 501-519.

Brown P., Lauder H. «Globalisation, knowledge and the myth of the magnet economy» Globalisation, Societies and Education, vol. 4, 2006. p. 25–57.

Domenech Eduardo, Carlos Mora-Ninc World Bank Discourse and Policy on Education and Cultural Diversity for Latin America// Global Neoliberalism and Education and its Consequences Routledge is an imprint of the Taylor & Francis Group New York, London 265 pp.

Emirbayer, M. & Goodwin, J. (1994) Network Analysis, Culture, and the Problem of Agency, American Journal of Sociology, 99(6), pp. 1411-1454.

Gary L. Anderson Disciplining leaders: a critical discourse analysis of the ISLLC National Examination and Performance Standards in educational administration // International Journal of Leadership in EducationVol.4, Issue 3, July 2001, p. 199-216.

Minina E. The Unified National Test for Student Admission to Higher Education in Russia: a Pillar of Modernisation? In Politics, Modernisation and Educational Reform in Russia: from Past to Present. Oxford Studies in Comparative Education, 2010. 176 pp.

Minina E. Why doesn't the telephone ring? Reform of educational standards in Russia InterDisciplines: Journal of History and Sociology, vol 5, No 2 (2014); p. 1 – 44.

Fairclough N. Critical discourse analysis: The critical study of language. Norman Fairclough. London: Longman, 1995. Pp. 265.

Patrick F. Neoliberalism, the Knowledge Economy, and the Learner: Challenging the Inevitability of the Commodified Self as an Outcome of Education [Электронный ресурс] // Hindawi Publishing Corporation– URL: http://www.hindawi.com/journals/isrn/2013/108705/#B10 (дата обращения 18.01.16).

Silova I.The Manipulated Consensus: Globalisation, Local Agency, and Cultural Legacies In Post-Soviet Education Reform European Educational Research Journal, Volume 1, Number 2, 2002 308- 330;

Бабушкин А. П. «Возможные миры» в семантическом пространстве языка. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2001. С 15-16.

Болотов В.А. Проблемы определения качества школьного образования. [Электронный ресурс] // Российский тренинговый центр Института образования НИУ ВШЭ - URL: http://www.rtc-edu.ru/resources/publications/176 (дата обращения 18.01.16).

Болотов В.А., Вальдман И.А Виды и назначения программ оценки результатов обучения школьников [Электронный ресурс] // Российский тренинговый центр Института образования НИУ ВШЭ – URL: http://www.rtc-edu.ru/sites/default/files/files/public/Assessment%20programs.pdf (дата обращения 18.01.16).

Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалёва Г.С., Пинская М.А. Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии 2013. №1. C.85-122.

Вальдман И.А. Сравнительный анализ опыта использования результатов национальных мониторингов учебных достижений в Австралии, США и Чили // Проблемы современного образования 2015. №1 С.5 – 28.

Винсент Грини, Томас Келлаган, Т. Скотт Мюррей. Использование результатов национальной оценки учебных достижений М.: Логос, 2014. – 248с.

Винсент Грини, Томас Келлаган. Оценка образовательных достижений на национальном уровне М.: Логос, 2011. – 208с.

Винсент Грини, Томас Келлаган. Проведение национальной оценки учебных достижений. М.: Логос, 2014. – 372с.

Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.

Горшков М.К., Ключарев Г.А. Непрерывное образование в контексте модернизации. М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011. – 232 с.

Йоргенсен М. В., Филлипс Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — Х.: Изд-во «Гуманитарный центр», 2008. — 352с.

Квитченко, Г. В. История развития и становления тестирования как метода контроля знаний // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия E, Педагогические науки : научно-теоретический журнал. - Новополоцк : ПГУ, 2009. - № 5. - С. 48-50

Мельвиль А. Ю., Стукал Д. К., Миронюк М. Г. Траектории режимных трансформаций и типы государственной состоятельности . – Полис. Политические исследования. 2012. № 2. С. 8-30

Мельвиль А.Ю. О траекториях посткоммунистических трансформаций / А.Ю. Мельвиль // Полис. – 2004. – № 2. – С.64-75.

Уроки ЕГЭ как системного проекта // Вопросы образования 2012. № 3. С. 165–183.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.